Грузовик, везущий счастье. Автовозы в СССР

clip_image001

Автовоз в СССР был явлением редким, и у некоторых его увидевших прохожих (стоявших в очереди на покупку машины) начинало чаще биться сердце в приятном ожидании- машины привезли, а вдруг и моя очередь подошла…

К середине 50-х годов прошлого века в СССР назрела необходимость в автопоездах, назначением которых была перевозка очень дефицитного и очень желанного многими советскими семьями товара – легкового автомобиля.

Транспортировка автомобилей осуществлялась в основном железнодорожным транспортом, на платформах, но часть пути к автомагазину, или площадке, на которой счастливчики, у кого подошла очередь на приобретение машины, могли совершить долгожданную покупку, была вдалеке от железных дорог, поэтому к пункту продажи машины ехали в основном своим ходом.

Если расстояние, которое машине предстояло преодолеть свои ходом было в пределах нескольких десятков километров, то никаких особо проблем не было, а вот если несколько сотен? А если и тысячу километров? Тут уж требовалась специальная техника – автовоз.

Павловский (ныне) автобусный завод когда-то выпускал вот такие полуприцепы-автовозы ПАЗ-740. Конечно, для большой страны это была капля в море...

clip_image002

В 50-х за решение проблемы взялись всерьёз, разрабатывались как открытые варианты автовозов, так и с закрытым нижним ярусом полуприцепы-автовозы.

Попытки сделать нижний ярус закрытым были объяснимы дорожными условиями, которые в некоторых наших городах сохранились и поныне – грязь и мелкие камушки, летевшие из под колёс тягача могли испортить лакокрасочное покрытие новой, еще не проданной легковой машины.

clip_image003

Экспериментальный полуприцеп автопоезда А-820, разработанного НАМИ совместно с Павловским автобусным заводом был сконструирован с учётом этих обстоятельств, нижний ярус полуприцепа-автовоза был закрытым.

clip_image004

clip_image005

Тягачом автопоезда был МАЗ-200, машина которая трудилась многие десятилетия на дорогах и стройка всего СССР, да и в наши дни обретает вторую жизнь. Полуприцеп был рассчитан на перевозку автомобилей различной ширины.

Широкие «Победы» и «Волги» 21-й серии размещались на нем в количестве 6 штук, а более компактных «Москвичей» второго поколения автовоз мог вместить и 9 штук, на втором ряду машины располагались попарно.

clip_image006

clip_image007

Насколько такая конструкция была безопасной, трудно сейчас сказать, однако учитывая невысокие скорости тех лет, такой универсальный автовоз вполне мог пойти в производство, но не пошел, так и остался в виде опытного образца.

Самым известным в СССР полуприцепом-автовозом был ЦПКТБ-А409М. Производство началось в 1970 году на Мамонтовском опытно-экспериментальным заводе, а с 1979 года выпускался Бесланским заводом объединения «Росавтоспецоборудование».

Полуприцеп был двухъярусным, мог перевозить пять или шесть легковых автомобилей, рекомендованным тягачом для него был МАЗ-500.

clip_image008

В качестве тягача мог применяться и более слабый ЗИЛ-130, хоть и не так часто.

clip_image009

Так как количество выпускаемых легковых автомобилей неуклонно росло, а полуприцепов – автовозов не хватало, в конце 1960-х СССР закупил партию импортных автовозов фирмы Rolfo, 2-TVS-12 предназначался для перевозки 6 малолитражек, а 2-TVS-16 – восьми.

clip_image010

Автопоезд – длинномер с индексом А-491 был способен перевозить аж семь легковушек типа «Волги» ГАЗ-24.

clip_image011

Грузовики тоже нуждались в перевозке, и в СССР их перевозили интересным способом – на специальных платформах методом полупогрузки на раму предыдущей машины. Выглядело это примерно так. Кстати, точно так же, для экономии места, грузовики перевозились и на железнодорожных платформах.

clip_image012

А это уже раннее пост-советское время, 90-е, доставка легковушек из Японии морем в Россию, спрос был большой, экономить старались на всём и порой везли машины даже вот таким образом.

clip_image013








link


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта