Ceкcуальное пуританство в СССР 20-х годов

стыд-2

В течение десяти лет после Октябрьской революции СССР был самой ceкcуально раскрепощённой страной в мире. Здесь были впервые в мире легализованы ЛГБТ-отношения, процветали психоанализ и промискуитет. Но одновременно со свободой в 1920-е в стране возник и ceкcуальный пуританизм, который провозглашал половое воздержание и контроль за гендером со стороны старших товарищей…


«Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем, — подводила итог известная коммунистка Смидович в газете «Правда» (21 марта 1925 года):

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои ceкcуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе её сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой».

Анонимный автор, обращаясь в редакцию газеты «Правда», писал: «Как же нам удовлетворять естественные надобности? Девушки должны были пойти навстречу просьбе товарищей-комсомольцев и снять с них ceкcуальное напряжение, чтобы они, вдохновленные и довольные, смело шли к новым трудовым победам! Эроc революции должен помогать молодежи строить светлое коммунистическое завтра!»

В первые годы советской власти из-за возникновения ceкcуальной свободы заметно снизилась прocтитуция. Прocтитутку заменяла «знакомая». Товарищ Коллонтай объясняла это: «Проглотив семейно-брачные формы собственности, коммунистический коллектив упразднит и прocтитуцию».

clip_image001

В 1924 году вся страна устно и в печати принялась живо обсуждать новое небывалое событие – демонстрации московского общества «Долой стыд!». Члены этого общества – мужчины и женщины – появлялись на улицах и ездили в трамваях совершенно голые, украшенные только лентами через плечо с лозунгом «Долой стыд!».

Художница Наталья Северцова-Габричевская рассказывала о реакции прохожих: «Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?». Мальчишки в полном восторге бежали за демонстрантами следом».

Михаил Булгаков записал в дневник в сентябре 1924 года: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».

Наконец, нарком здравоохранения Николай Семашко в центральной газете «Известия ВЦИК» дал необходимые разъяснения. «Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения. Во-первых, жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая «революционность».

Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь. Улицы Москвы – не берег Чёрного моря.

В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. В тот момент, в который мы живём, когда ещё не изжиты такие капиталистические уродства, как прocтитуция, хулиганство, обнажение содействует не нравственности, а безнравственности. Поэтому я считаю абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными мерами».

clip_image002

В середине 1920-х годов в СССР активно проводилось изучение вопросов пoлoвой жизни. Больше всего учёных интересовало, как пoлoвая жизнь влияет на жизнь общественную. В рамках исследования более полутора тысяч молодых людей (в основном из рабочей и крестьянской среды) отвечали на вопросы и заполняли анкеты.

Оказалось, что ceкcуальная свобода привела неприятным последствиям для общества: росту числа матерей-одиночек, вeнерическим заболеваниям и даже суицидам. На рубеже 1920–1930 годов начался поворот к деэрoтизации советского общества. Был взят курс на ужесточение норм социальной жизни (обязанность платить алименты бывшим жёнам с детьми, уголовное преследование гомocекcуалистов).

С середины 1930-х сфера интимных отношений стала предельно политизированной. На страницах газет и журналов уже невозможно было найти дискуссий по полoвым проблемам. «Нормой быта» являлись истории, подобные той, что произошла в марте 1935 года на фабрике «Трёхгорная мануфактура»: бюро ВЛКСМ исключило из комсомола молодого слесаря за то, что он «ухаживал одновременно за двумя девушками».

Был и футуристический аспект в деэрoтизации. Профессор Залкиндуже в середине 1920-х писал, что «бессильная же хрупкость женщины ему (пролетарию), вообще, ни к чему: экономически и политически, т.е. и физиологически, женщина современного пролетариата должна приближаться и все больше приближается к мужчине». Его поддерживал и русский космист Циолковский, предрекая, что при коммунизме люди будет бесполыми. Впрочем, эти доводы были популярны только в маргинальной среде того времени.

Новый социалистический аскетизм всячески поощрялся властными и идеологическими структурами. С 1937 года бытовые неурядицы стали раздуваться до масштаба громких дел. В том же году «Комсомольская правда» сообщала в передовице, что «враги народа немало поработали, чтобы привить молодежи буржуазные взгляды на вопросы любви и брака, стараясь тем самым разложить советскую молодежь политически».

clip_image003

Добрачные пoлoвые контакты окончательно перешли в разряд проявлений «тлетворного капиталистического образа жизни». Даже факт официального развода отныне ставил клеймо на дальнейшей судьбе и карьере коммунистов и комсомольцев.

Вот один из образцов советской антисексуальной пропаганды конца 1920-х годов:

Не должно быть слишком раннего развития пoлoвой жизни в среде пролетариата — первая пoлoвая заповедь революционного рабочего класса.

Оздоровление изуродованной пoлoвой жизни нам нужно начать, конечно, в первую голову с детей, организм которых еще вполне гибок, вполне доступен здоровым воспитательным воздействиям. Именно с раннего детства начинает грубо искажаться пoлoвое содержание современного человека, и в раннем же детстве надо этот гнилостный процесс предупредить.

x_19cfdc47

Ребёнок делается рано эpoтичным потому, что из трех основных областей его бытия (социальные устремления, общебиологические и половые) первые две, в бессмысленных условиях современного воспитания, не получают для себя должной пищи, и голодающая активность ребенка направляется по третьему руслу, наиболее простому, доступному и приятному, по руслу пoлoвого удовольствия. Борьба с этим необходима, и в наших условиях в СССР она вполне возможна.

Необходимо пoлoвое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (т.е. 20-25 лет) — вторая половая заповедь пролетариата.

clip_image005

Нет никаких научных оснований предполагать, что до 20-22 лет пoлoвое воздержание может оказаться в каком либо отношении вредным. В животном царстве начало активной пoлoвой жизни совпадает с полной способностью прокармливания семьи.

Так как подобная способность в современных социальных условиях созревает у человека приблизительно к указанному выше возрасту, нет ни биологических, ни социальных оснований для более раннего начала пoлoвой жизни.

Ссылки на массовые примеры значительно более раннего пробуждения активного пoлoвого влечения будут так же убедительны, как и ссылки на пoлoвые акты 8-10 летних детей. Здесь мы имеем дело с ранним изуродованием человеческого организма, и с этим уродованием надо вести беспощадную борьбу.

clip_image006

А что же вредного, скажут нам, в пoлoвой активности до брака?

Вредно то, что подобная пoлoвая активность не организована, связана со случайным пoлoвым объектом, не регулируется прочной симпатией между партнёрами, подвержена самым поверхностным возбуждениям, т.е. характеризируется как-раз теми чертами, которые, как увидим ниже, должны быть безусловно и беспощадно истребляемы пролетариатом в своей среде.

Подобное, хаотическим образом резвившееся, пoлoвое содержание никогда не ограничивается узкой сферой чисто пoлoвого бытия, но нагло вторгается и во все прочие области человеческого творчества, безнаказанно их обкрадывая. Допустимо ли это с точки зрения революционной целесообразности?

clip_image007

пoлoвой акт не должен часто повторяться. Не надо часто менять пoлoвой объект — поменьше пoлoвого разнообразия.

Имеются все научные основания утверждать, что действительно глубокая любовь характеризуется нечастыми пoлoвыми актами (хотя нечастые пoлoвые акты сами по себе далеко не всегда говорят о глубокой любви: под ними может скрываться и пoлoввое равнодушие).

При глубокой, настоящей любви оформленное пoлoвое влечение вызревает, ведь, как конечный этап целой серии ему предшествовавших богатых, сложных переживаний взаимной близости, а подобные процессы протекают, конечно, длительно, требуя для себя большего количества питающего материала. Нечастое повторение пoлoвого акта имеет огромную химическую и прочую пользу.

clip_image008

Длительная пoлoвая верность как нельзя более кстати для психофизиологии женщины. Женщина ищет себе, вообще, длительного жизненного спутника, хозяйственного помощника, воспитателя, совместно с нею, их детей. Она очень постепенно, далеко не сразу, приспособляется к своему пoлoвому партнеру, и частые перемены явились бы для неё лишь грубыми и бесплодными раздражениями, как физиологическими, так и моральными.

Но, быть может, природе мужчины свойственна непреодолимая любовь к пoлoвому разнообразию, к многожёнству? Научная биопсихология cекcуальности таких врожденных мужских свойств не знает. Пoлoвое разнообразие, многожёнство — продукты определённых социальных отношений, и только.

clip_image009

Многомужество в истории заменялось многоженством по линии хозяйственной целесообразности. Там, где многоженство узаконено (мусульмане), мы встречаем его лишь у богатых и т. д., поэтому не в мужской природе приходится его искать. Чем чаще пoлoвой акт повторяется, тем скорее приедается пoлoвой партнёр

Любители пoлoвого разнообразия попадают в хитросплетённые сети бесконечно нарастающих пoлoвых раздражений и безвозвратно оставляют в этой сети как своё здоровое пoлoвое чувство, так и подавляющую часть своего классового творческого богатства (если не всё). Привычно раздражающий и расслабляющий пoлoвой авантюризм засасывает, как наркотик, — он погубил не одного классового бойца.

clip_image010

Пoлoвой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально пoлoвого завоёвывания.

Пoлoвая жизнь рассматривается классом, как социальная, а не как узко личная функция, и поэтому привлекать, побеждать в любовной жизни должны социальные, классовые достоинства, а не специфические физиологически-пoлoвые приманки, являющиеся в подавляющем своём большинстве либо пережитком нашего докультурного состояния, либо резвившиеся в результате гнилостных воздействий эксплуататорских условий жизни.

clip_image011

 








link

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта