Минск 1953 года в цвете

1

В 1953 году белорусские документалисты сняли удивительный фильм. В получасовой ленте, сделанной в классических традициях соцреализма, запечатлен восстанавливающийся после катастрофической оккупации Минск. Пропагандистскую, насквозь постановочную, но при этом безумно интересную поэму о строительстве Идеального Советского Города редчайшим памятником эпохи делает один лишь факт. Столица БССР, ее площади и улицы, жилые районы и промышленные предприятия сняты на цветную кинопленку! …

clip_image001

«На 700 километров пролегла стремительная автострада, связывающая столицу Белорусской республики с Москвой», — вещает голос за кадром. Так выглядело Московское шоссе в окрестностях Минска летом 1953 года.

clip_image002

Въездной знак в Минск шесть десятилетий назад был установлен в районе современной станции метро «Парк Челюскинцев», хотя городская застройка продолжалась и далее в сторону современного «Востока». Справа за кадром нынешняя улица Толбухина, впереди довоенный еще дом по проспекту Независимости (тогда Сталина), 93, прозванный в народе «генеральским».

clip_image003

На знаке любопытна старая белорусская орфография: «Совецкай», «Соцыялістычнай». За знаком забор с воротами деревенского вида. На этом месте, до войны резервировавшемся под создание республиканского ипподрома, вскоре начнется строительство корпусов Минского часового завода «Луч» и первого в городе экспериментального жилого района современного типа, получившего название по улице Волгоградской.

clip_image004

Гости будущего города-героя прибывают в него не только на персональных автомобилях. Аэродром, сейчас больше известный под названием «Минск-1», еще без нового здания аэровокзала, строительство которого будет закончено только в 1956 году. Слева вдалеке белеют довоенные еще жилые дома по современной улице Короткевича.

clip_image005

Ли-2 в ливрее «Аэрофлота». По утверждению диктора, самолеты в те годы в Минск летали не только из городов Советского Союза, но и из Варшавы, Берлина и Праги.

clip_image006

Но автомобили и самолеты пока, конечно, были роскошью. Основным средством передвижения трудящихся масс по стране оставались старые добрые поезда. Паровоз серии Су с пассажирскими вагонами где-то в пригородах белорусской столицы. Двухпутная ветка еще оборудована теплым, ламповым семафором.

clip_image007

Состав прибывает к перрону станции «Минск-Пассажирский». Сейчас здесь все кардинально изменилось. Историей стали и вокзальное здание, снесенное в начале 1990-х, и фонари, и пешеходный мост над железнодорожными путями.

clip_image008

Вокзал украшен неоновой вывеской, напоминающей всем приезжим, где они оказались.

clip_image009

После транспортной прелюдии авторы фильма наконец-то начинают демонстрацию построенного на зависть всей стране образцово-показательного города. Очевидно, что целевой аудиторией «Нового Минска» были вовсе не его жители, слишком хорошо осведомленные о том, что реальная жизнь в нем в те годы пока еще отличалась от сочащейся пропагандистским елеем картинки.

Привокзальная площадь с двумя высотными башнями ленинградско-московского архитектора Бориса Рубаненко, заслуженно ставшими символами Минска. Правая башня еще только достраивается, а следующего за ним по улице Кирова дома №4 и вовсе пока нет.

clip_image010

Кинооператор устанавливает свою камеру как раз на недостроенной высотке и снимает панораму города. Хорошо заметно, насколько мал он был 61 год назад. Складывается удивительное впечатление, что леса и поля начинались чуть ли не сразу за оперным театром, видным вдалеке справа. На улице Свердлова ведется стройка: возводятся здания главпочтамта с операционным залом, накрытым куполом, и главный корпус Института народного хозяйства у перекрестка с Кирова.

clip_image011

Улица Свердлова и Дом правительства на площади Ленина, еще не заслоненный поздней застройкой.

clip_image012

Пешеходный бульвар на улице Комсомольской, известный в некоторых кругах под кличкой «Феликс». Рассматривая эти старые кадры, не можешь отделаться от сакраментальных размышлений о степени озеленения Минска тогда и сейчас, причем речь идет не только о высоте и чахлости деревьев. Среди бурно цветущих клумб замечена даже пальма. Как увидим впоследствии, пальмы в то время вообще регулярно использовались в декоративных целях.

clip_image013

«Новый Минск» в первую очередь интересен как раз не показом городской архитектуры, а вот такими навсегда уже исчезнувшими деталями, определявшими характер той сложной эпохи.

Поливо-моечный автомобиль ПМ-10-50 на базе ЗиС-150 работает на площадке у Дома офицеров.

clip_image014

В следующий момент он же выезжает из арки, соединяющей жилые дома №22 и 24 по улице Свердлова. Одна из башен Рубаненко пока не загорожена дворовой застройкой и домами по улице Кирова.

clip_image015

И вот по свежевымытой ранним утром улице мимо милиционера-регулировщика мчится вереница фургонов с надписью «Мясо». Любопытно, что жилой дом на заднем плане, прозванный в народе «подковой», принадлежал Министерству мясной и молочной промышленности БССР.

На его первом этаже в то время работал магазин «Мясо», а крыша была украшена неоновой рекламной конструкцией «Покупайте мороженое Минского молочного комбината». Да и мясные фургоны в том направлении движутся не просто так: в 1953 году городской мясокомбинат размещался у перекрестка улиц Свердлова и Аранской, на месте, ныне занятом корпусами «Белмедпрепаратов».

clip_image016

Минское утро продолжается. Из двора типографии имени Сталина (нынешнего Дома печати) выезжают почтовые фургоны «Москвич 400-422» с деревянным каркасом кузова.

clip_image017

А вот и минский почтальон в форменной одежде у Дома офицеров.

clip_image018

Так выглядели киоски «Союзпечати» 61 год назад. Деревянные, с раскладывающимися окнами-ставнями, толстыми журналами на витринах и портретами классиков марксизма-ленинизма.

clip_image019

Начинается рабочий день. Дворник в белоснежном фартуке приветствует выходящую из подъезда дома №8 по улице Карла Маркса пару, своим видом демонстрирующую единство пролетариата и интеллигенции в Стране Советов.

clip_image020

Свои рабочие места спешат занять работники тонкосуконного комбината, находившегося тогда на улице Клары Цеткин. Теперь эта территория преимущественно заброшена и ждет своего «солидного инвестора».

clip_image021

Непривычно выглядящая проходная тракторного завода.

clip_image022

Действие переносится на рабочие окраины. Улица Центральная. На часах 7:43 утра, толпа трудящихся движется к Минскому автомобильному заводу. В кадр попал автобус ЗиС-154.

clip_image023

«Поднялась, выросла рабочая молодежь. Посмотрите, какими солидными стали молодые токари Вася Острейко и Лида Софроненко».

clip_image024

Впереди транспортная проходная МАЗа.

clip_image025

Панорама только построенного жилого поселка автозаводцев. «Еще недавно здесь шумел лес», — утверждает диктор и не врет.

clip_image026

Могилевское шоссе (будущий Партизанский проспект) у перекрестка с улицей Котовского и автобус ЗиС-155, основа системы минского общественного транспорта, в классической раскраске. Обратите внимание, что жилые дома поселка автозавода крыты керамической черепицей — роскошь, впоследствии бесследно исчезнувшая.

clip_image027

Минск — город-сад. В районе улицы Мичурина существовали коттеджи на две семьи, позже снесенные ради строительства многоэтажек.

clip_image028

Детский сад в поселке с декоративными гипсовыми скульптурами.

clip_image029

Детишки автозаводцев на зарядке в поселковом парке. Его оригинальная ограда со старой эмблемой завода — скачущим зубром — до сих пор на своем месте.

clip_image030

Новенькая продукция предприятия-гиганта и его корпуса с духоподъемными лозунгами на заднем плане.

clip_image031

А это вершина творчества автозаводцев первой половины 1950-х годов, предшественник БелАЗов — карьерный самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью в 25 тонн. Для контраста с огромной машиной режиссер не удержался и разместил рядом в кадре маленьких детишек на трехколесных велосипедах.

clip_image032

Второе крупнейшее предприятие города — Минский тракторный завод — авторы «Нового Минска» также не могли обойти вниманием. Поселок МТЗ у перекрестка улиц Долгобродской и Кошевого. Мимо проезжает трамвай КТМ-1 почему-то с открытыми задними дверями.

clip_image033

Прохожие и велосипедисты среди новенькой застройки улицы Кошевого.

clip_image034

Настало время дать слово жителям Минска. Если закадровый текст в фильме начитывается по-русски, то вся прямая речь идет исключительно на «беларускай мове». Вот знатный рабочий Минского тракторного товарищ Антоник проводит для подростков экскурсию по территории предприятия: «Бачыце, рабяты, якім стаў наш трактарны! Апасля вайны тут быў адзін пустыр».

Товарищ Антоник лукавит. Еще до войны на месте МТЗ началось возведение авиазавода. В эксплуатацию его сдать не успели, корпуса остались недостроенными, но «пустыром» эту площадку назвать было сложно. Впрочем, обывателям об этом знать было вовсе не обязательно.

clip_image035

Сейчас этим ребятам должно было исполниться по 75 лет.

clip_image036

Кадры нового Города Солнца чередуются с фрагментами кинохроники середины 1940-х. Только что освобожденный от оккупации Минск, современная улица Ленина в сторону площади Свободы.

clip_image037

Улица Советская, еще не превратившаяся в проспект Сталина-Ленинский-Скорины-Независимости. Вдалеке здание ЦК КПБ на Маркса, 38.

clip_image038

И контрастом этому служат картины послевоенного мирного труда на благо социалистической родины. Из корпусов тракторного выезжают МТЗ-2.

clip_image039

Целые грузовики с продукцией мотовелозавода отправляются в магазины.

clip_image040

А в ответ Минск получает из братских республик, например, троллейбусы МТБ-82Д.

clip_image041

На площади Победы завершается сооружение обелиска. Его откроют ровно через год, в июле 1954-го, к 10-летию освобождения города.

clip_image042

Возводятся корпуса камвольного комбината на Маяковского.

clip_image043

Ну и, конечно, растет и хорошеет Минск. «Куда ни посмотришь, всюду леса новостроек, словно Минск — одна большая строительная площадка».

Формируется застройка улицы Красной. Слева заметен «дом под шпилем» на перекрестке с Коммунистической, а за ним — колоннада штаба Белорусского военного округа, занятого сейчас Министерством обороны страны.

clip_image044

Возведение минского обкома партии на Комсомольской-Кирова. Сейчас в этом здании размещается Исполнительный комитет СНГ.

clip_image045

Строительство жилых домов на улице Ленина. На заднем плане виден Верхний город в районе площади Свободы.

clip_image046

И вновь оператор забрался с камерой на башню Рубаненко на Привокзальной площади. В кадр угодили сразу несколько трамваев, тогда еще ходивших и по улице Ленинградской. Обратите внимание, что уже в районе современной улицы Розы Люксембург колосились колхозные поля.

clip_image047

Достраиваются жилой дом с универсамом «Центральный» и Дворец культуры профсоюзов на Октябрьской (тогда еще Центральной) площади.

clip_image048

В Минск приезжает делегация из Сталинграда.

clip_image049

С собой они привезли два кирпича из знаменитого в то время «дома Павлова». Во время Сталинградской битвы группа советских бойцов более двух месяцев держала оборону в этом здании. После окончания войны «дом Павлова» восстановили первым. В качестве символического жеста делегация привезла с Волги его фрагмент в новый Минск.

clip_image050

Во время этого визита сталинградские кирпичи использовали при строительстве жилого дома №31 по проспекту Сталина рядом с площадью Победы. Сейчас этому событию посвящена установленная на здании мемориальная доска.

clip_image051

Сталинградцами почетные гости, приехавшие в Минске не таким уж и холодным летом 1953-го, не ограничились. На минский вокзал прибыла делегация «великого китайского народа». Пока еще великого китайского народа. При «ревизионисте» Хрущеве отношения с ним драматическим образом испортились.

clip_image052

Под сенью Сталина, умершего всего несколько месяцев назад, речь перед китайцами держит председатель Минского горсовета. Держит, естественно, на белорусском.

clip_image053

И еще несколько открыточных зарисовок с парадных улиц города. Проспект Сталина у главпочтамта. Гостиницу «Минск» строить еще не начинали.

clip_image054

Перекресток с Комсомольской.

clip_image055

Старый главный корпус Минского педагогического института на площади Ленина, в конце 1980-х заслоненный новой высоткой.

clip_image056

Удивительно грязный Дом правительства и все те же экзотические пальмы. Интересно, почему сейчас эти растения перестали использоваться «Минскзеленхозом».

clip_image057

Памятник Сталину на пустынной Центральной площади. В ноябре 1961 года его за одну ночь снесут.

clip_image058

Окрестности Свислочи. Сооружается ансамбль площади Победы, слева идут земляные работы в парке 30-летия БССР, позже переименованного в честь Янки Купалы. Справа видна снесенная недавно историческая первая минская электростанция.

clip_image059

Напряженный трафик на главной магистрали города.

clip_image060

ГУМ и автобус ЗиС-155.

clip_image061

Здание ЦК ЛКСМБ на перекрестке улиц Маркса и Красноармейской.

clip_image062

Читатели поднимаются в Государственную библиотеку имени Ленина. На заднем плане довоенная средняя школа №4.

clip_image063

Далее зрителей радуют перспективными планами развития Минска, которым, как показало будущее, из-за смены власти в Москве и последующей глобальной перестройки всей советской архитектуры так и не суждено было осуществиться.

Так выглядела в 1953-м улица Ленина от проспекта в сторону площади Свободы. Ее застройка в самом разгаре. Кафедральный костел уже лишился своих башен, его переделывают под спортивные залы общества «Спартак».

clip_image064

А так она должна была выглядеть. На площади Свободы вместо здания института «Белпромпроект» планировалось построить высотное здание со шпилем.

clip_image065

Центральная площадь. Вдалеке бывший кафедральный костел.

clip_image066

Перспективная застройка. Здание телеграфа слева в начале 1960-х еще удалось возвести по первоначальному проекту, а вот правая часть улицы Энгельса так и не была реализована.

clip_image067

Так могла выглядеть площадь Калинина.

clip_image068

А так — Академия наук.

clip_image069

Белорусской науке посвящено несколько минут фильма. Вот классики советской литературы республики Якуб Колас, Кондрат Крапива и Петр Глебка под неусыпным оком Сталина работают над русско-белорусским словарем.

clip_image070

А это президент Академии наук БССР Василий Купревич, фамилия которого 60 лет спустя отлично известна всем работникам Парка высоких технологий, проводит полевые занятия с молодыми сотрудницами Института биологии.

clip_image071

Студенческие будни. Университетский городок БГУ, слева здание географического факультета.

clip_image072

Студенты-геологи занимаются исключительно в форме.

clip_image073

Реконструированный после оккупации главный корпус политехнического института. Разумеется, имени Сталина.

clip_image074

«После исторического решения сентябрьского пленума ЦК КПСС многие студенты-выпускники обратились с просьбой направить их на работу в МТС». Аббревиатура «МТС» тогда означала всего лишь машинно-тракторные станции. Механизация сельского хозяйства была объявлена очередной задачей советского народа.

clip_image075

Рабочий и учебный день минчан заканчивается. Чем же они занимались вечером и в выходные?

Высаживание деревьев в будущем парке имени Янки Купалы. Сидящие теперь на скамейках под его деревьями должны сказать спасибо этим безымянным жителям города.

clip_image076

Прогулки в сквере у оперного театра. Суворовское училище вдалеке поражает своей белизной.

clip_image077

Выгул детей в уютных дворах. Улица Ленинградская.

clip_image078

А это двор в жилом доме №16 по проспекту Независимости. Дети водят хоровод вокруг воспитательницы и поют белорусскую песенку.

clip_image079

Сейчас у этих молодых минчан, скорее всего, уже есть свои внуки.

clip_image080

Фонтан с классической советской скульптурной композицией «Девушка с веслом» в парке Горького.

clip_image081

Комсомольское озеро — любимое место летнего отдыха горожан. Тогда там еще можно было безбоязненно купаться.

clip_image082

clip_image083

Главное мужское развлечение — поход на футбол. Стадион «Динамо» в своем послевоенном облике, павшем жертвой реконструкции к Олимпиаде-80.

clip_image084

Арена была вписана в естественный склон холма, однако трибуны его занимали не полностью.

clip_image085

Минские магазины. Автосалон, занимавший место нынешнего кафе «Березка» на площади Победы. Счастливый покупатель намерен самостоятельно покинуть здание прямо на «Победе».

clip_image086

Книжный магазин «Подписные издания» и 60 лет спустя по-прежнему на своем месте. А вот моряков на городских улицах уже не встретишь.

clip_image087

На собственном ЗиМе за покупками в ГУМ могли позволить себе ездить единицы, но соцреализму такой нюанс не помеха. Зато для красоты картинки можно запереть ребенка в автомобиле прямо в жаркий летний день.

clip_image088

Интерьеры ГУМа мало изменились.

clip_image089

clip_image090

Продавщицы в форменных халатах.

clip_image091

Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.

clip_image092

«Сегодня делают серьезные закупки молодые врачи Галина и Николай Затонец. Не иначе, готовятся к новоселью». Через шесть десятилетий наследники молодых врачей серьезные закупки к новоселью будут предпочитать делать в Вильнюсе и Белостоке.

clip_image093

Мебель будет покупаться не в магазине на проспекте Независимости, 39 (сейчас его место занимает «Кристалл»), а в IKEA.

clip_image094

Собственные квартиры (да еще и с пальмою) доставались тогда редким счастливчикам, зато в кино все выглядело исключительно красиво. Только при Хрущеве, развенчавшем, среди прочего, и эту показуху, квартирный вопрос действительно начал решаться.

clip_image095

Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

clip_image096

Молодая семья врачей Затонец празднует новоселье на фоне ковра.

clip_image097

Ломящийся от закусок стол, выпивка… Вот только, судя по нарисованному заднику, жили врачи Затонец в павильоне «Беларусьфильма».

clip_image098

Напившись всего, гости дружно поют песню «Мінск мой родны, мой любимы. Горад фабрык і садоў».

clip_image099

Смеркнулось. Но и в темное время суток минчане не скучали. Можно было покататься на паруснике по Комсомольскому озеру.

clip_image100

Или прогуляться мимо освещенных неоновыми огнями витрин магазинов.

clip_image101

Наконец, сходить в один из минских театров. Здание Купаловского еще не перестроено.

clip_image102

Или посмотреть кино. Летом 1953-го в «Победе» давали байопик композитора Римского-Корсакова.

clip_image103

А в оперном — балет «Повесть о любви».

clip_image104

Простые белорусские крестьяне против злобного князя.

clip_image105

«Радость полнокровной жизни — удел Советской Белоруссии и ее столицы, города Минска».

clip_image106

clip_image107

«На счастье народа, во славу республики, расти и красуйся, новый Минск!»

clip_image108

Все желающие могут самостоятельно ознакомиться с фильмом.

 

 

 

 

 

 

 


link

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта