“RAF”: от рассвета до заката…

RAF_977

В 1949 году, в Латвии на базе авторемонтного завода №2 был организован Рижский завод автобусных кузовов («РЗАК»), впоследствии переименованный в Рижский автобусный завод RAF (Rigas Autobusu Fabrika)…И сегодня на наших улицах можно встретить автомобили с эмблемой «РАФ». Более того, по привычке, многие любой микроавтобус называют «рафиком». А еще некоторые помнят, как в годы перестройки проходил всесоюзный конкурс, как выбирали директора автозавода...

Впрочем, начинали в Риге не с микроавтобуса, а с кузовов для капотных машин РЗАК-651 – по типу «пазика». Затем перешли к выпуску автобусов вагонной компоновки на базе ГАЗ-51.

РЗАК

А появление первых микроавтобусов относится к 1957 году. Тогда в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов. К этому событию и был приурочен выпуск небольшой партии 10-местных микроавтобусов RAF-10 «Фестиваль» на базе легковой «Победы». Эта машина стала первой в длинной цепи «рафиков», сделавших завод знаменитым.

a0231314_2032129

РАФ-977 Латвия и РАФ-10 Фестиваль

Кроме микроавтобусов, предприятие выпускало и другую продукцию, правда, в небольшом количестве: экскурсионные автопоезда для ВДНХ, медицинские «Чайки» для членов Политбюро, экспериментальные электромобили.

В 1955 – 1957 гг. выпускался автобус вагонной компоновки РАФ-251 на базе ГАЗ-51. Шасси грузовика удлинили спереди и сзади, подвеску усилили. Кузов имел деревянный каркас и металлическую облицовку. Для посадки-высадки служили две двустворчатые двери.

Raf-1

Полная вместимость составляла 29 человек, мест для сидения было 22. Максимальная скорость достигала 70 км/ч. Модификация 251С – «служебный» (на фото) имела одностворчатые двери и 27 мест для сидения. Грузопассажирское такси 251Т вмещало 14 человек плюс 800 кг поклажи. В задней стенке располагалась двустворчатая дверь.

В 1957 г. к RAF-10 прибавился 8-местный RAF-08 – Spriditis (по-латышски «мальчик с пальчик»). Кузов, как и у старшего брата, – цельнометаллический, с несущим основанием.

Raf-2

Мотор в 45 л. с., 3-ступенчатая КП и ведущий мост – от «Москвича-407». Максимальная скорость – 85 км/ч. В серию эта тесноватая, с недостаточной динамикой машина так и не пошла.

Производство микроавтобуса RAF-10 «Фестиваль» не было развернуто: дело в том, что к 1958 году на смену «Победе» пришла более совершенная «Волга» ГАЗ-21. И рижане спешно модернизировали микроавтобус применительно к новой агрегатной базе. Руль и щиток, правда, взяли от «Москвича-408».

e1c25a4088f50cf60c66a498447_prev

Машина получила обозначение RAF-977 и имя собственное – Latvija. Вместимость осталась прежней – 10 человек, включая водителя. Изменился дизайн передка кузова. Вместо двустворчатой пассажирской двери установили одностворчатую. Двигатель в 70 л. с. обеспечивал скорость в 105 км/ч.

RAF-Latvija-7

Широкое промышленное производство микроавтобусов началось в Риге в сентябре 1961 г. Базовая модель – RAF-977Д с новой передней панелью, низкой и широкой решеткой радиатора и гнутым ветровым стеклом вместо V-образного.

b395068s-960

В нижней части боковин установили алюминиевые молдинги. С декабря 1962 г. выпускали медицинскую модификацию 977И и туристическую версию 977Е. Сиденья последней – с подголовниками, в передней части крыши – сдвижной люк, в задней – решетчатый багажник. Мощность – 75 л. с., скорость –110 км/ч.

raf-977-02

С середины 60-х гг. внешность микроавтобуса RAF-977Д начала меняться. Сначала исчезли окошки в скатах крыши и стекла в закруглениях кормы. А в 1967 году появилась модернизированная модель RAF-977ДМ с более широкими дверью и боковыми окнами, которых стало 3 вместо прежних 5.

3036957_rrsrsrsrrss-rrr

Машина вмещала 11 человек. Двигатель ЗМЗ-977 был идентичен мотору ГАЗ-21Р и развивал 75 л. с. КП – 3-ступенчатая, с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Максимальная скорость – 110 км/ч.

autowp.ru_raf_977im__latviya__1

Медицинская модификация получила индекс RAF-977ИМ (на фото), а туристическая – 977ЕМ. В 1969 году «рафики» стали собирать на конвейере, и к середине 70-х гг. ежегодный выпуск возрос до 7,5 тыс. единиц.

53_big

Спрос на микроавтобусы все возрастал, и в 1976 году в городе Елгава, недалеко от Риги, ввели в строй новое современное предприятие – «Завод РАФ им. XIX съезда КПСС».

foto36.1big

Здесь начали выпускать принципиально новую модель RAF-2203 с другим дизайном и другой агрегатной базой – от «Волги» ГАЗ-24.

foto36_4

1404726206_raf-2203_preserial

В кузове размещалось 12 человек, включая водителя. Двигатель в 95 л. с. разгонял машину до 120 км/ч. Микроавтобусы этого поколения стали самыми распространенными «рафиками»: их выпускали до 15,5 тыс. ед. в год. Широко применялась медицинская модификация RAF-22031.

RAF-33021-01_1

Финская фирма Tamro оснастила партию реанимационных автомобилей, с высокой крышей и спецоборудованием.

0296247112

Модель 2203 несколько раз модернизировалась, а в 1984 году у автомобиля появились новые пластиковая решетка радиатора и бампер.

0_965cd_e2b08234_XL

Специально к Олимпиаде-80 в Риге создали сразу несколько любопытных спецверсий.

RAF-2909_5

Среди них пикап техпомощи для велогонщиков, машина с закрепленным на крыше электронным табло и даже судейский минивэн на электротяге!

RAF-2907_(2203)_for_Moscow_1980

Особняком стоит пассажирский автопоезд РАФ-3407 для гостей и участников соревнований. После Олимпиады эти забавные "автопаровозики" активно использовалсиь в парках отдыха и на ВДНХ.

60024_900

Но самый крутой из "рафиков" – броневик-инкассатор с заказным кузовом французской фирмы Labbe. Тяжеленный броне-панцирь плохо сочетался со слабенькой подвеской и фанерным полом латышского микроавтобуса. Так что век этих броневиков оказался недолгим.

autowp.ru_labbe-raf_2203_1

5

В 1994 году на заводе RAF были сделаны серьезные попытки создать совершенно новую, современную модель взамен устаревшей 2203.

79150

Совместно с английской дизайнерской фирмой IАD был изготовлен микроавтобус полукапотной компоновки Roksana, а затем более совершенный переднеприводный бескапотник Stils («Стиль») в двух вариантах: микроавтобус и медицинский автомобиль.

raf_m2_stils_nami_4

Кузов последнего отличался хорошей аэродинамикой: коэффициент Сх составлял 0,38 против 0,45 у RAF-22038. Мотор ЗМЗ-406.10 с электронным впрыском развивал мощность 150 л. с. Максимальная скорость достигала 170 км/ч. Для освоения новой модели требовалось свыше 500 млн. долларов. Однако таких денег, к сожалению, не нашлось…

4620742_large

В 90-е гг. после распада Союза спрос на «рафики» резко уменьшился. России они были не нужны – в 1994 году там появилась «Газель». А латвийские организации предпочитали уже устаревшей машине новые западные модели. Попытки же создать новый «рафик» упирались в отсутствие необходимых средств.

355601_NqAfgD

В 1997 году завод был объявлен банкротом, и на следующий год производство окончательно замерло. Сегодня на месте бывшего флагмана “минивэностроения” СССР расположены торговые и офисные площади. Об автомобилях здесь сегодня никто и не вспоминает...

rafworkshop1

 

 

 

 


компиляция материала – Fox

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта