Москва 80-х. Каждому есть что вспомнить…

DSCN8367_novyi_razmer

Этим фотографиям более тридцати лет. В те времена не было ни Инстаграма, ни Интернета. Но было то, что практически исчезло. Центр Москвы в пределах Садового кольца являлся живым городом, который населяли простые москвичи. Ныне та же территория — город “суперживой”, и населяют его непростые “супермосквичи”. Собственно, в этом и все отличия…

clip_image002

clip_image003

При просмотре на свежую голову представил, что де кто-то слетал на машине времени в прошлое с гаджетом и невидимый “нафоткал” тогдашнюю тихую дворовую жизнь. По крайней мере, для меня в этих картинках сокрыто нечто мистическое.

clip_image004

Хочу поделиться личным околонаучным опытом, на мой взгляд несколько приоткрывающим завесу над загадкой фотографии (как вида деятельности). Мне кажется, эмпирическим путем я приблизился к пониманию сущности фотографии. Возможно, при этом я отдалился от чего-то более значимого, тем не менее открытие, которое я сделал (как минимум для себя), считаю значимым.

Сущность открытия: чем меньше автор подвергает фотографическое изображение какой либо трансформации, тем ценность фотографии выше.

clip_image005

Я совсем еще нестарый человек, тем не менее с ужасом для себя обнаружил, что пора уже подводить хотя бы какие-то итоги. То есть, пора начинать копаться в архивах… В первый день отпуска копнул — и нарыл коробку со старыми негативами, некоторые из которых уже и желтеть начали. (Черт возьми — надо было лучше промывать).

clip_image006

clip_image007

clip_image008

clip_image009

Ничего случайного в мире не бывает, и я не могу начать рассказ словами: «случайно мне попалась коробка с негативами …» Это неправда. Если данная коробка пережила несколько переездов, два потопа и пожар, значит, я ее ценил, оберегал и спасал.

Я давненько подумывал эти негативы 6х6 отсканировать и рассмотреть изображения внимательней. Но не было технической возможности, ибо мой пленочный сканер предназначен для 35 мм пленки, да и не пользуюсь я им лет шесть, он на антресоли пылится. Только теперь дошло: их можно просто переснять цифровиком на просмотровом столике!

clip_image010

clip_image011

clip_image012

clip_image013

clip_image014

clip_image015

В 80-е годы прошлого века я работал в одном НИИ и был весьма далек от журналистики.У меня было хобби: фотография. Имелся фотоаппарат «Любитель», и в выходные я просто гулял по окрестным дворам — и при помощи оного «Любителя» производил съемку, как правило — скрытой камерой. Шахтное устройство видоискателя фотоаппарата (как говорят, содранного с «Роллефлекса») тому способствовало.

Удовольствие снимать 6х6 было недешевым, ведь пленка на 12 кадров стоила 65 копеек, 1/200 зарплаты советского инженера.Одна пленка в переводе на нынешнее бабло стала приблизительно как теперь карточка памяти SD «весом» в несколько «гиг». . Похоже, моя тогдашняя страсть к. фотографированию заставляла отказываться от более традиционных радостей Жизни.

clip_image016

clip_image017

clip_image018

clip_image019

Если говорить современным языком, я работал над проектом, который условно можно назвать: «Московские дворики». Это мой «корневой» мир, ибо я родился в старой Москве (именно родился — в ​​роддоме имени Клары Цеткин, что на Таганке) и вырос в московской коммуналке, в доме на углу улицы Грибоедова и переулка Стопани (теперь это — Малый Харитоньевский переулок и переулок Огородной слободы).

Глядя на приложенные фотографии уважаемый зритель подумает: надо же, сколько уродства нашел автор! Парирую: старая Москва была именно такой! Я просто выходил в субботу утром из своего подъезда и начинал «променад» по окрестным дворам … Мой сегодняшний «шок» состоит в том, что я об этом почти забыл, избалованный тишайшими таджиками, вылизывающими московские улицы и дворы.

clip_image020

clip_image021

clip_image022

clip_image023

clip_image024

Великий ненавистник России Астольф де Кюстин заметил, что Россия — страна фасадов. В полной мере это утверждение подходит для Москвы 80-х, города, который, помнится мне, превращался в «образцовый коммунистический».

clip_image025

clip_image026

clip_image027

clip_image028

clip_image029

clip_image030

Да, город был страшненький. Молодой москвич, обозрев данный видеоряд, подумает, что автор специально выискивал все, что похреновее. Это не так — «зафасадная» Москва отражена мною вполне адекватно! Да, город был, мягко говоря, запущенным … Но он был живой!

В пределах Садового кольца жили до полумиллиона человек. Да, совковый менталитет не благоприятствовал стремлению к порядку и чистоте. Но как-то, что ли было душевно жить в старой Москве … По крайней мере, в «зачуханном» центре было интереснее, нежели среди стандартных коробок спальных районов.

Убожество старой Москвы было … разнообразным и прелестным как запущенная барская усадьба. И знаете, на чем «глаз отдыхает»: почти нет автомобилей! Если они и есть, то старенькие, убогие.

clip_image031

clip_image032

clip_image033

clip_image034

clip_image035

clip_image036

Итак, Москва 80-х … Конечно Москва (в особенности старая) с той поры изменилась. Однако замечу: сфера моего журналистского интереса — русская провинция. Говоря профессиональным языком, я «сижу на этой теме».

В большинство наших городов то самое состояние, в котором был центр Москвы в 80-х, сохраняется и поныне. Иногда я ловлю себя на мысли: может быть, моя любовь к российской глубинке основана на подсознательном стремлении вернуться в МОЮ Москву?

clip_image037

clip_image038

clip_image039

clip_image040

clip_image041

Работая над своей съемкой 30-летней давности, я был обуреваем особым чувством: будто я сел в некую машину времени — и слетал в 80-е годы прошлого века! Да, я тоже поменялся, 30 лет назад в старой Москве жил совсем другой человек, склонный к саморефлексии юноша, искренне любящий фотографию.

Соглашусь, что он не умел хорошо снимать. Но он обладал несомненным качеством: умел оставаться незаметным.Сей мальчик мог полностью раствориться в бытии, подарить зрителю фотографии уникальную возможность и особенный кайф: созерцать мир ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ, не подвергнутый авторской интерпретации, напрямую.

clip_image042

clip_image043

clip_image044

clip_image001

clip_image045

Здесь вырисовывается главная, природная особенность фотографии: она плюет на временные условности, вообще на все плюет. И прежде всего — на авторские изыски. Как хорошо, что я не использовал т.н. «Фотографические эффекты» (хотя увлекался изогелией и соляризаций)!

Любое тогдашнее насилие над оригинальным изображением (и, кстати, постановочную съемку) я бы сегодня воспринял как извращение. Хочется воскликнуть: «Как мало искусства и как много естества!»

clip_image046

clip_image047

clip_image048

clip_image049

clip_image050

Я себе благодарен так же за то, что в некоторых случаях поймал удачный момент. С ракурсом плоховато — все снято «с пупа», на уровне пуза (особенность камеры с шахтным видоискателем). И все же я склонен думать, что мною достигнут некий «художественный эффект». Во всей съемке чувствуется какое-то напряжение, предчувствие … Такое, знаете, состояние — будто скоро грянет ливень с грозой. Обманчивый покой …

clip_image051

clip_image052

clip_image053

clip_image054

Сейчас, с «высоты» своего более-менее образования я могу сказать: автор использовал архетипы. Мотив подворотни как «тоннеля в иной мир» — ведущий. Одновременно подворотня — своеобразная сцена, экран, паспарту и, простите, удобная позиция для соглядатайства. Другой архетепичный мотив — птицы, замкнутые в городских стенах. Значит, происходил отбор материала, что уже говорит о попытках художественного осмысления.

clip_image055

clip_image056

clip_image057

clip_image058

clip_image059

clip_image060

Не мне судить об эстетической ценности серии «Московские дворики». Однако отмечу факт: за 30 лет выросла ценность данных фотографий как ДОКУМЕНТА. Перед нами престает во всей своей наготе (ну, не красе же! ..) Ушедшая Москва. Вот, говорят с придыханием: «Старый ленинградец …» В моей Москве жили «старые москвичи», которые несли особенный характер Москвы купеческой, которая в XIX веке являлась столицей русской провинции, городом, в котором «так много для сердца русского сплелось …»

clip_image061

clip_image062

clip_image063

clip_image064

Ныне я живу в обычном московском спальном районе. Если бываю в местах своего детства, каких-то ностальгических чувств не испытываю. Моей Москвы нет, она ушла в небытие. Вроде бы те же дома, те же подворотни (большинство, правда, закрыты воротами с кодовыми замками, в том числе и мой «родной» двор), даже Дворец пионеров имени Крупской (бывший особняк купца Рябушинского) остался, а рядом красуется памятник юному Ильичу (или уже сняли? ..)! В переулке Огородной слободы за 30 лет сломали всего-то три дома, остальные стоят, как стояли. И все равно все какое-то чужое, ненастоящее.

clip_image065

clip_image066

clip_image067

clip_image068

clip_image069

Но частичка той, моей Москвы сохранилась в негативах 6х6… Я вглядываюсь в эту съемку и будто бы на машине времени переношусь туда, в милый моему сердцу город…

clip_image070

clip_image071

clip_image072

clip_image073

clip_image074

clip_image075

clip_image076

clip_image077

Автор: Геннадий Михеев

 

 

 


link

48 комментариев:

  1. Спасибо за прекрасные фото и за адекватный текст. Это был тоже мой город, ушедший, как Китеж, далеко-далеко...

    ОтветитьУдалить
  2. Геннадий,спасибо Вам большое! Я родилась и живу в Москве, но сейчас такое ощущение, что живу в параллельном мире: все чужое и неродное. А посмотрев Ваши чудесные фотографии, как-будто дома побывала.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо автору! На фото №13 - мой двор на углу Малого Козловского и Фурманного переулков, в котором я жил с 1984 по 2013 год. Этим мальчиком с лопаткой мог быть я. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ага, и в Игумновскую школу ходили.)

      Удалить
  4. Спасибо за возвращение

    ОтветитьУдалить
  5. Абрикосова Н13 февраля 2014 г., 20:25

    Сспасибо. А у меня есть стеклянные пластинки, негативы начала того века. Может быть с ними можно что-то сделать .

    ОтветитьУдалить
  6. Огромное спасибо за Ваши фотографии. Мы с Вами почти земляки, я с детство до 35 лет прожил у Красных ворот , а в свои школы -310 и 645 ходил по Козловским и Харитоньевским переулкам. Само собой часто бывал во Дворце пионеров в переулке Стопани. Многие Ваши дворики в переулках чистопрудных и сретенских я узнавал. Да Москву эту сейчас трудно увидеть. И ворота, и подъезды заперты.. И слишком много машин. Вашу подборку я обнаружил в фейсбуке у бывалого путешественника Дмитрия Крылова и перепостил в группе москволюбов "Москва-та". Там она нашла много благодарных зрителей. Еще раз - большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. рядом где-то бегали с Вами )

      Удалить
  7. блин, окунулся сразу и в детство, и в жизнь еще года три-четыре назад.
    когда оказывался в центре в середине 80-х, иногда страшно было шагнуть в подворотню темную...
    зато в этом веке до 10-г исходил весь центр ногами, именно вот такие дворики выискивая.
    спасибо)

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо. Я побывала дома.

    ОтветитьУдалить
  9. Это замечательно! Спасибо Вам за труд!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Москва 70х-80х мне виделась именно такой!

    ОтветитьУдалить
  11. Замечательные фото, теплые чувства... Это тот самый город воспоминания о котором навсегда. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо! Прекрасные фотографии!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Благодарю автора, родные дворы! Есть много фамильных фото с начала 50-х до 80-х с Чистых Прудов и вокруг, тоже захотелось поделиться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее делитесь своими фотографиями!

      Удалить
  14. спасибо за детские воспоминания

    ОтветитьУдалить
  15. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо! Меня занесло по ссылке из фэйсбука от знакомых. Я тоже, как тут многие уже сказали, ПОБЫВАЛА ДОМА!)) Ваши фотографии драгоценность! Спасибо что поделились!
    Анна

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо за фотографии. Это печально, но, видимо, неизбежно - моей Москвы уже нет, её сильно изменили всякие умельцы этого дела и не в лучшую сторону. А я тоже родился в роддоме Клары Цеткин. Правда в комуналке до 6 лет мы жили на Сретенке, в Просвирине переулке. В 75-м переехали в Отрадное, это сейчас там метро, "Золотой Вавилон" и всякое такое, а тогда был полный привет! Похожая история. В 95-м я, правда, сбежал из моего любимого города за его пределы в частный сектор (на дачу), уж слишком быстро стала меняться Москва, а я за ней не успевал, да и не хотел наверное.
    Совет для Абрикосовой Н. по поводу негативов на стекле. У меня была такая же проблема с переводом в цифровой вид этих негативов, и наконец я дождался того чего ждал несколько лет. Покупайте сканер HP G4050, это чудо может сканировать со слайда или плёнки формата А4, стёкла ваши возьмёт без проблем и разрешение у него достойное.

    ОтветитьУдалить
  18. Отличный фоторяд, полностью воссоздающий атмосферу тогдашних центровых дворов! Свидетельствую, как современник, живший в Москве и в 60-е и в 70-е и в 80-е...

    ОтветитьУдалить
  19. Подборка отличная и подтверждает только одно: все изменилось к лучшему. Ничего из того, что етсь на фото точно не хотелочь бы иметь сегодня на улицах и во вдорах нашего города.

    ОтветитьУдалить
  20. смотреть и радостно, и грустно. Это был наш город. Те, кто его населяет сейчас, не поймет.

    ОтветитьУдалить
  21. Какой приятный экскурс. Спасибо! Совсем другой город и, несмотря на старорежимное запустение, каждая фотография выглядит естественно и живо. Ведь можно было совсем по другому решить проблему "ветхого жилого фонда" и сейчас многие здания построенные на заре "лужковской эры" выглядят уже трущобами. Из так называемой Москвы я уехал 3 года назад, а сейчас как будто вернулся туда, куда уже обратной дороги нет - в наивное и лучшее время в моей жизни.

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо! Это и мой город тоже.

    ОтветитьУдалить
  23. Огромное спасибо! Мы соседи - я выросла на Марлосейке (Б.Хмельницкого).Рассматривая Ваши снимки, испытала счастье и печаль, погрузившись в прошлое, где все живы и все впереди. А в запущенности, о которой Вы упоминаете, есть стиль, неопошленная красота и свобода. Вы замечательный Мастер!

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо Вам огромное! Посмотрела фото,сижу -реву...

    ОтветитьУдалить
  25. Елена Воробьева16 февраля 2014 г., 4:13

    Всякому времени своя память. Город детства - лучшее, что мы храним. Хотелось бы иметь на полке такую книгу о Москве нашего детства. Мы вот "на Мосфильме" жили, окраина тогда была. Много бараков. В школе "заводские" вперемешку с "мосфильмовскими". Летом во дворе нашего 3х-этажного дома, пленными немцами построенного, мальвы цвели, женщины в лото играли, мужички - в домино. А ребетня кучковалась: то в лапту, то в "казаки-разбойники", а то купаться - на Сетунь или к Москве-реке на Воробьевы горы. Хорошо жили, дружно. По праздникам мы в своей "коммуналке" детский концерт для взрослых устраивали. А по выходным соседи "в кино" зазывали, на КВН-просмотр. На Арбат домохозяйки за продуктами ездили, очень уважали тамошние магазины. Сначала на автобусе до Киевского, потом на троллейбусе №2 по Арбату....Калейдоскоп детства: каток в Лужниках, грохот железнодорожных составов по Окружному мосту, духовой оркестр на "Пожарке" на 1 мая, пасхальные яйца, весенние лужи, воробьи...этот свет в нас...и в Ваших фотографиях

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо! Немножко детства и хороших воспоминаний, так приятно...

    ОтветитьУдалить
  27. Замечательный документ эпохи. С фотографической точки зрения, если из этой подборки взять примерно шесть фотографий и поработать с ними, то получится сильная небольшая серия, имеющая самостоятельную художественную ценность. К сожалению, не все фотографии равнозначны, прежде всего из-за неровной работы со светом. Но там, где это удалось. есть замечательные снимки.

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо за прогулку во времени! Совершенно согласна - Москва нынче другая. Чище, официознее, европеистее - а вот прежней душевности, той, что сохранилась в фотографиях Ваших, уже почти и не нахожу в центре. Года до 2000 ещё сохранялось - а теперь едва тлеет тот дух, в отдельных-редких двориках, и то, походить-поискать днём с огнём надо.
    Спасибо за воспоминания, за возможность сравнить-подумать, с головой погрузиться в прошлое - и взглянуть на день сегодняшний и себя в нём. Отдельная благодарность за ряд поистине художественных снимков - присоединяюсь к автору комментария, который советует сформировать из них отдельную серию.
    С уважением,

    ОтветитьУдалить
  29. Волшебные фотографии!
    Спасибо Вам!
    Действительно машина времени.

    ОтветитьУдалить
  30. Спасибо!
    Город детства, эт точно. Я на Смоленке вырос, на Арбате учился. А во дворце пионеров им. Крупской работал В самом конце Советской власти( 1989-1990)) . дворы знакомы.
    Любитель - говённый аппарат, оптика дрянь, и композиционные решения ... очень спорные. Но, возможно, это и придаёт шарм и обаяние и нисколоко не принижает вашу работу и те ностальгические чувства, что возникли. Завидую,сам я такого с арбатскими переулками не сделал(

    ОтветитьУдалить
  31. Спасибо! хочется обратно в детство(

    ОтветитьУдалить
  32. Спасибо за подборку! Нет цены этим снимкам.

    ОтветитьУдалить
  33. я тоже родилась роддоме Клары Цеткин и моя дочь И я жила и в Мало Ивановском пер , потом на ул Чернышевского до отъезда в штаты Но Москва мне тогда не казалась такой мрачной, как на фото Но все равно интересно

    ОтветитьУдалить
  34. Давид Левин Восторг! Это моя Москва 80-х. и даже, кажется, узнал некоторые места. Бюст Ленина, на 100% уверен, это в Потаповском переулке, напротив моей школы. Двор "военного дома". Так называли дом для офицеров московского гарнизона, построенный в конце 30-х. Да и вообще, кажется, узнаю каждый двор, каждую подворотню. Автору огромная благодарность! И ощущения у меня с ним схожие: более всего навевает воспоминания, когда оказываюсь в родных местах, (на Покр
    овке, переулки Потаповский, Девяткин, Сверчков, Армянский, Кривоколенный и т.д.) в выходные дни, когда нет машин. Еще раз автору безмерная благодарность!!!

    ОтветитьУдалить
  35. Здорово, даже запах вспомнился. Спасибо большое. Кстати дворец пионров Крупской, это Дом чаепромышленников Высоцких, а не Рябушинского.

    ОтветитьУдалить
  36. Спасибо огромное, все такое узнаваемое, но уже далекое...

    ОтветитьУдалить
  37. Неплохо, но "клуб на улице Нагорной стал общественной уборной, а родной Центральный рынок стал похож на пыльный склад..."

    ОтветитьУдалить
  38. "Убожество Москвы"? Сам ты убожество.

    ОтветитьУдалить
  39. Ген, спасибо! Тимур.

    ОтветитьУдалить
  40. Да, автору респект, ка говорится. Я вот вообще ничуть не москвич, и вообще из провинциального городка в центре Украины. А вот чувства те же, когда пересматривал фото того же времени своего города...

    ОтветитьУдалить
  41. Здорово! Прекрасные фото, по композиции, настроеию...не скромничайте)))
    Моей Москвы практически не осталось - Тверские-Ямские... Очень переживаю!
    С огромным уважением - Виктор Овсянников

    ОтветитьУдалить
  42. Во дворах-то не видно земли,
    Лужи - морем, асфальт - перешейком,
    И плывут в тех морях корабли
    С парусами в косую линейку.
    Ю. Визбор

    ОтветитьУдалить
  43. А можете ли вы вспомнить - хотя бы примерно - точки съемки? Тогда можно было бы многие разместить на сайте https://pastvu.com/

    ОтветитьУдалить
  44. Гена Шпаликов:

    По несчастью или к счастью,
    Истина проста:
    Никогда не возвращайся
    В прежние места.

    Даже если пепелище
    Выглядит вполне,
    Не найти того, что ищем,
    Ни тебе, ни мне.

    Путешествие в обратно
    Я бы запретил,
    Я прошу тебя, как брата,
    Душу не мути...

    Но это я вспомнил только потому, что снимки очень "живые" и очень правдивые. Нахлынуло... Это - действительно НАША старая Москва. Я родился и жил на Большой Ордынке, но и там у нас дворы были похожими, были и проходные, зная которые, мы от чужой шпаны умели удирать. А в переулке Стопани жил мой однокурсник, мы туда частенько в студенческие годы ходили, когда уже жили на Солянке. Чудесные снимки. Спасибо автору и низкий поклон!

    ОтветитьУдалить

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта