О ЗнаТоКах и не только...

0_904e2_e5da07f0_XL

Довольно часто в Сети мелькают темы о "понимании" иностранцами советского кинематографа. Вроде - "смогут ли понять истинный художественный замысел" и сопутствующее морализаторство, а также быт определенного периода нашей действительности. Ну вот, характерный пример разночтений менталитета: "Полуденный вор" от ЗнаТоКов, 1985 год. Это уже даже не Андропов - уже вот-вот наступят “perestroika” и “glastnost”. Настоящий постзастой. Человек человеку - почти либерал. Наверно не только иностранцы, тут и наши, рожденные после 1985, ничего толком не поймут…

Советские телефильмы хороши в плане исследования советской бытовой картинки тем, что для них, в отличие от художественных фильмов, как правило не делали декораций и обычно они снимались «как есть». То есть с минимальным уровнем лакировки действительности (столь характерной для многих советских фильмов).

То есть, даже самый забытый советский телефильм просто “золотая жила” для вдумчивого исследователя СССР (см., например, как характерен интерьер настоящего винного советского магазина на кадре в верху).

А пока, приглашаем всех ценителей жанра ознакомиться с исследованием советского телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», последней “доперестроечной” серии. Обратите внимание – это 1985 год, то есть показана именно та среда, которая вызвала все последующие события. Итак:

Товарищ неприметной наружности грабит зажиточную квартиру. В кейс уже погружены несколько пачек денег в банковской упаковке, жемчужная
побрякушка и золоченые вилки-ложки...

clip_image001

Не вовремя вернувшийся хозяин (завмаг)...

clip_image002

...замечает нездоровую активность в комнате...

clip_image003

Вор разыгрывает пантомиму "обыск" и обращается к невидимому коллеге, одновременно попросив хозяина собрать вещички...

clip_image004

Тем временем, в опустевшую комнату с ковром и декоративным уличным фонарем, возвращается до смерти перепуганный хозяин, который вдруг прозревает: его не вязать пришли, а всего лишь ограбили!

Радость гражданина не поддается описанию - заведующий на насиженном месте без проблем наворует еще. Это же заведующий магазином, то есть человек, допущенный к "распределению благ".

Он неподдельно рад и ему было чего пугаться: по 89 статье УК СССР ему легко светит от 5 до 10 с конфискацией (в крупном размере - от 2 до 10 тысяч рублей), или до 15 с расстрелом и конфискацией (в особо крупном, от 10 тысяч рублей). Дело Елисеевского как раз у всех на слуху.

Ограбленный завмаг, получая пару сотен рублей и работая достаточно долго, уже точно наворовал хотя бы на "крупный" размер. В чемоданчике только денег видно на сумму 5500 рублей, а если снизу торчит еще один краешек пачки "фиолетовых", то и все 8000...Так что только посмотрите, как он рад:

clip_image005

Новая сюжетная линия. Вводится дама среднего возраста, случайно пересекающаяся в метро с воришкой.

clip_image006

И зачем же она приехала черти знает куда, в пригород, в частный сектор? Забирать свой Жигуль из ремонта!... Это не потому, что она бедная, это просто потому, что в официальный сервис, типа Варшавского техцентра, практически невозможно попасть.

Меж тем, внутрь ее не пускают... Говорят мол, извини, не готова еще... Для понимания всех перипетий связанных с понятием "ремонта Жигуля", рекомендуем к просмотру художественный фильм "Инспектор ГАИ".

clip_image007

Мадам таким ответом не удовлетворяется, прорывается внутрь и... вовсе не обнаруживает машины. Алкаш-мастер-золотые-руки признается: украли. Буду тебе потихоньку отдавать, если шум не поднимешь:

clip_image008

Тем временем, воришка совершает визуальный скрининг квартир на предмет обнаружения добра...

clip_image009

...мадам возвращается на дачу с подкреплением в виде бой-бабы, но застает инкогнито пузатого сообщника алкаша-механика, перемещающегося аж на "Волге", который не выдавая себя, с благонамеренным видом соглашается отвезти обеих в милицию...

clip_image010

А вор, тем временем, наконец-то попадает в очередную богатую квартиру: камера показывает самый зажиточный ее угол - здесь стоят целых два магнитофона на одном квадратном метре. Видимо, именно их и высмотрел он в подзорную трубу...

clip_image011

В это время, на воровской малине (роскошная убранством - см. далее - квартира одного из руководствующих барыг) плющат мастера-алкаша на тему "а куда ты машину-то этой бабы дел и зачем нас под ментов подвел?"...

clip_image012

“Главгад” предстает в антураже перевернутой коробки "BOSCH" и запечатанного блока кассет "BASF 90" - стоимость этого скромного черного блока с золотистыми буквами в комиссионке - примерно пара зарплат инженера! Два месяца труда, при желании, можно было обменять на десяток кусочков пластика...

clip_image013

Алкаш-механик (практически вечный типаж “мастера золотые руки” в СССР - ведь почти все толковое и изящное делалось именно "за бутылку") наконец-то раскалывается - дескать, авто слил "незаменимому человеку", у которого можно "металл и запчасти получать". Читай - очередному "завмагу", или "допущенному", но с автомобильной спецификой...

Сильно разбитое авто этого дельца, восстановить уж не было никакой возможности, поэтому он просто заменил одно авто на другое, взятое у подвернувшейся бабенки в ремонт.... Такой, прямо скажем, мощный подгон - это еще одно признание высочайшей степени полезности и незаменимости этого гражданина со стороны жуликоватого механика...

Не для каждого родственника так рисковать будешь, но тут - "незаменимый человек".

clip_image014

Вот тут в защиту обвиняемого из закоулков квартиры восстает еще один “доходяга-кулибин”, на этот раз, еще и с золотой головой.

Подделывая барыгам всякого рода документы и прочие “ксивы”, он получает от них... внимание... финансирование для создания "универсальной антиржавчины" - "открытия мирового масштаба". Обещает писать за них ходатайства, когда их посадят, ибо ему "за открытие простят все".

Внимание: никакому НИИ этот талантливый самоучка нафиг не нужен.Финансирование он смог найти только у барыг. До какой же степени был заплеван этот интеллигентного вида мужичок, чтобы полезть явно не в свою стезю... Причем, в отличие от механика, этот явно не пьет.

clip_image015

Обратите внимание на периметр и подоконники “зажиточной” квартиры. Они аккуратно заставлены (явно - напоказ телезрителю - иначе непонятно, чем же именно крута эта квартира и ее хозяин) заграничной продукцией. Точнее - коробками от нее.

Теперь советскому зрителю ясно - владелец крайне богат. Дорогое бухло типа Camus - ну ладно уж. Другое дело - чистая кассета JVC VHS E180 из нижнего правого угла - в 1985 она потянула бы на 100-120 рублей - месяц работы такого вот инженера "из НИИ". Одна кассета.

Буквально только что налажен выпуск отечественного (от отечественного - только название) видеомагнитофона - тема с видеокассетами на пике популярности среди тех, кто может себе позволить купить такое оборудование. И это уж точно не бедные люди.

В квартире же находится не менее пяти коробок с такими кассетами - при удачной продаже, на всю вырученную сумму можно купить... двухкомнатную кооперативную квартиру в Москве (около 5000 т.р.)... Фактически, квартира в обмен на несколько десятков видеокассет. Ну или те же Жигули, если есть блат с получением - просто так в магазине их не купить.

Алкаш-золотые-руки рад неожиданному заступничеству доходяги-золотой-головы:

clip_image016

Тем временем, кража магнитофонов уже обнаружена:

clip_image017

И становится событием дворового масштаба:

clip_image018

Столпотворение - привлекательное зрелище, а советскому "общественному" человеку до этого всегда есть дело.

clip_image019

В общем, жители вслух выясняют, "шесть, или четыре" (это про количество украденных магнитофонов - что еще брать-то?!) и про "полторы, или две тысячи" (а это про стоимость каждого - рассуждает школьник лет десяти - в СССР каждому школьнику известна ориентировочная стоимость импортного кассетного магнитофона).

clip_image020

Томин, тем временем, почти сразу сунулся в комиссионку - весьма вероятное место обнаружения краденных магнитофонов.

Еле растолкав зевак (99% публики приходили туда просто поглазеть - откуда ж такие деньги), кашлянул в сторону продавца и почти сразу выяснил, как сильно школьник недооценивал пропажу - мигом разглядел краденный "Шарп с индикаторной шкалой" выставленный за 2900 рублей - то есть, примерно два-три года труда добропорядочного гражданина.

Рядом также обнаружился и "Грюндиг с приемником". - Никто не берет? - поинтересовался Томин. Ну удивительно, видишь ли, тому Томину, что никто не берет магнитофон стоимостью всего каких-то 2-3 годовых заработка.

Все просто, объясняет продавец - только вчера принесли!

Вот так вот, с сожалением, состраданием и даже какой-то брезгливостью, смотрит влажными карими глазами продавец на Томина, который только что вызвался купить и Шарп и Грюндик и "наушные" (плеер) - Sony и AKAI и еще "полмагазина" (тысяч так на 5 рублей минимум, в совокупности) Смотрит, в общем, как на... на обычного человека. Подумаешь, “алигархъ”...

clip_image021

На следующий день ответственного за прием товара “комиссионщика” вызвали на Петровку. Вот он, настоящий олигарх. Рожа - наглая. Стекла - дымчатые. Думается, почему-то, что совсем не бедствовал гражданин..

clip_image022

Сбыв приемники в комиссионку, остальные предметы быта воришка пытается пристроить... куда бы вы думали? Верно - обычной продавщице обычного винного магазина.

Еще один невероятный на сегодня вариант элиты - обычная продавщица обычного винного магазина. Бухло - самая твердая валюта СССР. Продавщица винного магазина Маня, нехотя рассматривает меха и, как она выразилась, "товары отложенного спроса". Никому ненужный наворованный неликвид, в общем.

clip_image023

Что же тебе нужно? - недоуменно вопрошает воришка. И Маня просит у него "видео-приставку к телевизору ДЖИВИСИ", которую она в гостях видала (хм, сразу вывод - в какие дома имеет доступ продавщица винного - Маня).

За нее, говорит, насыплю тебе полную сумку денег! И не врет. У обычной продавщицы винного... полная сумка(!) денег... ээээ... это фигурально. На деле - тысяч так 8 - легко. Это при ее-то зарплате рублей так 80-100 и не более. Что-то около 80 ее зарплат, или 7 лет безостановочного труда.

И не стоит думать, что изображена какая-то гротескная, несуществующая супер продавщица винного - нет, совершенно обычная, иначе никто бы не поверил, как не поверят, например, сейчас в изображение уборщицы-олигарха...

clip_image024

Чтобы выйти на владельцев искомых видео-приставок, воришка вызванивает мастера через телеателье, поит его пивом и спрашивает на предмет "пристроить кассеты, которые брат привез". На что мастер извлекает записную книжку, полную телефонов весьма обеспеченных дельцов, обладателей видеомагнитофонов.

clip_image025

А вот спиртного в этот день не достанется никому, несмотря на очередь...

clip_image026

...а все потому, что Маню повязали вместе с краденным:

clip_image027

Дальше уже не столь интересно: вор знакомится-таки с хозяйкой украденного "Жигуля" и попадает к ней домой. Где на самом видном месте, что бы вы думали?

Наряду с портретами выставлен каталог BOSCH - мадам среднего возраста и не замужем имеет в личном пользовании Жигуль и, что только подтверждает ее материальное положение - каталог BOSCH за стеклом...

clip_image028

Решив шантажировать барыгу, они вместе попадают в уже знакомую квартиру. RIFLE (120-200 рублей за шт.), все те же JVC и CINZANO - это мощный “продакт-плейсмент” середины 80-х.

clip_image029

Шантаж осуществляется и при помощи упоминаемого вором эпизода с угоном "Волги" на... шипованной резине(!).

clip_image030

Все бы ничего, если бы дело не происходило... летом. В СССР была одна модель шипованной резины, которую было крайне сложно достать (в прочем, как и летнюю) - "Снежинка".

Считается, что именно по этой причине, аварийность зимой была едва ли не в два раза ниже - водители на лысой летней резине ездили крайне осторожно. А тут - "Волга", летом, да еще и на зимней резине. И причина не так важна - главное, что ни у кого, включая телезрителей, даже вопросов не возникает в связи с этим парадоксом.

Смотри, - показывает барыга "южанину" Томину - шипованная резина!

clip_image031

Поняв в какой-то момент, что ее добровольный помощник - такой же вор, морально безупречная мадам (и откуда у такой Жигули и каталог BOSCH?) вмешивается в ситуацию, в результате чего обоих запирают в комнате, а барыга вызывает подмогу на фоне коробки с Martini, JVC, чего-то еще и двух импортных пустых бутылок, выставленных напоказ: так было принято. Все видят, что ты пил.

clip_image032

В этот момент начинается нелогичное,  со стороны воришки, находящегося в такой ситуации, набивание карманов деньгами, вскрытие паркета, под которым обнаруживаются десятки тысяч рублей... Это вместо того, чтобы озаботиться безопасностью отхода.

Подтянувшиеся на призыв жулики, решают “замочить” обоих..  И это все в Москве, среди бела дня, в комнате с застекленным окном и хорошей слышимостью. В общем - треш как он есть.

Поняв, что сбежать уже не получится, начинается морализаторство на тему "зачем я/ты с тобой/мной связался" и т.д.

clip_image033

Но “наши” приезжают вовремя и всех вяжут. Из происходящего становится понятно, что механику с золотыми руками и его приятелю золотой-голове из НИИ, не поможет никакая "универсальная антиржавчина". Зато время на раздумья и изобретательство им обоим будет представлено в избытке...

clip_image034

Вор конечно же отправляется куда следует...

clip_image035

Эпилог, полагаю, не столь трагичен, как это виделось и замышлялось на момент 1985 года: выйдет он уже “законником” в начале-середине 90-х. А там, кто знает...

Резюме:

Если даже не рассматривать основные действующие персонажи, с которыми как раз все в общем-то ясно, то невеселая ситуация вырисовывается во всем остальном: совершенно походя, как само-собой разумеющееся, нам рисуют целый сонм мутных и зачастую безнаказанных личностей из числа рядовых граждан-обывателей:

Комиссионщики, завмаг - "нужный человек", Маня из винного, талантливый (а по фильму - так и вовсе выдающиеся, каждый в своей области) тандем из бедного инженера и спившегося механика, находящихся в тесной спайке с толпой барыг-мокрушников.

А у Феди, обычного ремонтника из телеателье, еще и вся книжка записная таким зажиточным контингентом набита. Во всем фильме можно сказать не показан ни один благообразный второстепенный персонаж.

Томин во многих сериях, включая эту, выступает подсадным "южанином" - это синоним граждан с неограниченными материальными ресурсами - "Гиви, езди как все, купи автобус..." - анекдот времен СССР.

Вся вышеперечисленная братия увязана с “истинными ценностями”: кассетники, кассеты к ним, магнитофоны, машины, заграничное бухло, каталоги и журналы, плакаты, шмотки и прочая мещанская непотребщина...

Это не "перестроечный треш", это сериал заказанный государством - МВД, высмотренный и вылизанный цензорами по-определению, снятый по строго утвержденному, написанному на заказ сценарию, где "сливки" - порочные явления и процессы, обострены именно на уровне первостепенных персонажей.

Второй же план, следовательно, ничто иное, как фон - среднестатистический (и это правда) быт и его обыденные же персоналии, разве что концентрация их плотно вжата в хронометраж - красочно (но правдиво) показаны основные, существующие как бы сами-собой в природе, естественные элементы, представители всех основных видов и категорий населения.

Воров уж и неизвестно сколько было, а вот количество универмагов, винных и комиссионок точно было счетным. И количество штатных единиц там было четкое, с приличествующим им "функционалом", хорошо изображенном в фильме.

Обмануть зрителя искусственными реалиями в почти документальном сериале было бы крайне сложно. Клюкву было бы видать сразу. Поэтому, все было по-честному. По первым же кадрам зритель понимал: вор, играя в обыск с завмагом, берет его на “понт” с почти полной уверенностью в успехе и бьет наверняка. И ни тени удивления - все проходит как по маслу - это не случайность вида попал-не попал, подстроенная под сюжет.

Предлагая краденное Мане из винного - также заведомо уверен в успехе - и возьмет и бабки водятся. Ворованные магнитофоны также уверенно несет в комиссионку, где их принимают наверняка и по липовым бумажкам. Волгу - пытаются спихнуть "южному" Томину - также совершенно типичное явление.

Даже мадам с “Жигуленком” уверенно везет его в Подмосковье на ремонт и не попытавшись пристроить его к "официалам" - она тоже действует "наверняка" и у официалов ей ничего не светит ровно с той же вероятностью, как не светит вору увидеть на лице завмага искреннее недоумение честного человека: "Обыск? Арестовывать? За что?!"  Реалии, с позволения сказать, полностью реалистичны. Оттого и грустно.


P.S.

“Забугорный” Бивис, удивись - вот этот, с пустыми бутылками и коробками по всей квартире - это не “бич” и у него не ремонт и не переезд, это миллионер! А вот эта застиранная продавщица бухла - она из той же категории. И между ними почти знак равенства. Почему не может быть?

Ну а вот этот человек - изобретатель продвинутого химического состава, знаешь кто он и сколько зарабатывает в месяц?! Ну да, так и думалось, что ты не поверишь... А знаешь у кого полная записная книжка телефонов истеблишмента?! Нет, не у Перис Хилтон... А вот этот “хмырь” чему так радуется, ты понял? Его же ограбили...

В общем, наверно, такие произведения уже действительно трудно воспринимаемы, вне знания временного контекста...

 


link

2 комментария:

  1. Это не каталог фирмы Бош (Bosch), это альбом художественных работ художника Иеронима Босха (Bosch))))) Будьте корректнее. Это показывает не "материальное положение мадам", а то, что она относится к классу советской интеллигенции. Как можно перепутать Бош и Босха?:))))
    И в фильме не два магнитофона на столе, а радиоприемник и магнитофон. Что ж вы на таких ошибках выводы делаете))

    ОтветитьУдалить
  2. Александра, я совершенно с Вами согласна! Прямо какое-то невежество со стороны "Знатока" советского "страшного" прошлого!))) Уважаемый автор, а вы тогда жили, что бы делать такие выводы?

    ОтветитьУдалить

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта